В чем отличие концессии от госзакупки, если у концессионера нет собственного риска и гарантированы платежи из бюджета, допытывался первый вице-премьер Игорь Шувалов от министра транспорта Максима Соколова на коллегии в Минэкономразвития. Распределение рисков, а не размер платы – вот главное отличие, ответил Соколов и предложил Шувалову почитать «соответствующую литературу».
Такому пристальному вниманию рынок концессий обязан ФАС. Недавно был создан прецедент, напомнил руководитель службы Игорь Артемьев, концессией назвали соглашение, по которому 100% расходов покрывалось из бюджета Башкирии. Один из участников конкурса на строительство дороги Стерлитамак – Магнитогорск – Южноуральская дирекция автодороги решила, что ее заявку отклонили необоснованно, и пожаловалась в ФАС. Жалобу служба отклонила, но конкурс аннулировала, пояснив, что это не концессия.
Рынок встревожен, констатирует исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. «Мы не думали, что наша жалоба приведет к таким масштабным последствиям», – признался директор компании «Дорстрой инжиниринг», владеющей 100% акций Южноуральской дирекции автодороги, Ринат Гайнутдинов. Дорога платная частично, поэтому компенсировать расходы собирались из бюджета, поясняет он, запустить проект как госзаказ было бы сложнее и дороже.
Госзаказ – более прозрачная процедура, чем концессия, считает Артемьев. При госзаказе доля субъективных критериев ограничена 20%, а в концессии – 80–90%, объяснил он: закон о концессиях позволяет выбрать заранее известную компанию и завышать стоимость.
Если трактовка закона не позволяет четко сказать, является соглашение концессионным или это госзакупка, нужно проработать изменения в закон, поручил Шувалов, уже заключенные концессии пострадать не должны. Но ФАС будет проверять соглашения и дальше, предупредил Артемьев.
Оценка рынка
270 млрд руб. на такую сумму заключено порядка 40 концессий, где плата концедента компенсирует все расходы концессионера, по данным ФАС
Минэкономразвития и ФАС договорились сформировать группу, заявил замминистра экономического развития Станислав Воскресенский: министерство предлагает включить в закон о концессиях норму, по которой государство, прежде чем предложить концессию, проверит, не выгоднее ли госзаказ. Поправки нужны, чтобы не было рисков, что соглашения могут быть переквалифицированы, считает Соколов. Правительство и парламент могут узаконить такую форму концессии (с платой концедента, возмещающей 100% расходов), но ФАС будет резко против – это неэффективное расходование средств, это псевдопроекты, очковтирательство, предупредил Артемьев. ФАС будет предлагать провести границу между закупками и концессиями, установить требования к участникам торгов по концессии, критериям отбора, перейти на электронные торги, ограничить значимость неценовых критериев, рассказывает замруководителя ФАС Рачик Петросян.
Плата концедента появилась в законе в 2012 г. по поручению президента, напоминает советник Dentons Илья Скрипников. Тогда правительство поясняло, что возможность возложить на концедента все финансовые обязательства или их часть – это гарантия для инвесторов. Если бы была гарантия, что закон поправят так, чтобы избежать разночтений в толковании, это было бы полезно, но, к сожалению, на практике изменения могут быть недостаточно проработаны и только ухудшить ситуацию, говорит глава российской инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.
Если удовлетворить требования ФАС о предквалификационных критериях к участникам концессионных конкурсов, то грань между концессией и госзаказом будет действительно стираться, замечает Ревзина. Это, по ее мнению, приведет не к увеличению конкуренции, как полагает ФАС, а к тому, что в конкурсе будут участвовать компании, не способные выполнить столь сложные работы, и в результате инфраструктурные проекты не будут реализованы.